160 лет назад, 19 февраля (по новому стилю — 3 марта) 1861 года своим манифестом царь Александр II отменил крепостное право, существовавшее в России на протяжении нескольких столетий. В течение марта 1861 года Манифест, упразднявший крепостное право, был обнародован по всей территории Российской империи. Более двадцати миллионов крепостных крестьян получили свободу.
К этой дате сотрудники электронного читального зала Лермонтовки провели занятие для учеников 9 класса школы № 76 по работе с порталом prlib.ru.
Ученый секретарь библиотеки Дмитрий Мурашов рассказал учащимся о социально-экономических и общественно-политических предпосылках реформы, а также о необходимости ее проведения, о подготовке реформы и ее последствиях. Рассказ сопровождался презентацией ресурсов Президентской библиотеки, посвященных данному событию.
Затем сотрудники регионального центра рассказали ребятам о национальной библиотеке как электронном хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности и русскому языку, о коллекционном принципе формирования ее фондов, научили подростков пользоваться простым и расширенным поиском на портале Президентской библиотеки.
Ученики познакомились с коллекцией «Крестьянская реформа 1861 года», в которую вошли издания, освещающие историю крестьянского вопроса в России, подготовку и реализацию реформы, личности реформаторов, а также основные законодательные документы реформы, мемуарные свидетельства современников и публицистические сочинения, касающиеся крестьянского вопроса.
Ребятам было предложено найти книгу Н. П. Дучинского «Великая крестьянская реформа при царе-освободителе», вышедшую в 1911 году и ответить на ряд вопросов о подготовке реформы, ее противниках и защитниках, о событиях, предшествовавших реформе.
Успешно справившись с заданиями, они узнали, что подписанные императором в 1861 г. документы вызвали неоднозначную реакцию во всех слоях населения; что восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землей. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), были использованы войска.
Сотрудники центра рассказали ученикам 9 класса об олимпиаде «Россия в электронном мире», которую ежегодно проводит Президентская библиотека, и ребята с энтузиазмом попробовали ответить на вопросы из архива олимпиады. Школьники ответили на большинство вопросов и пришли к выводу, что у них еще есть время на подготовку к олимпиаде, которая проводится для учащихся 10-11 классов по трем предметам: русскому языку, истории и обществознанию.
Затем учащихся познакомили с редкими изданиями Лермонтовки, представленными на выставке «Крестьянская реформа — освобождение или грабёж?». Особое внимание сотрудники электронного читального зала уделили шеститомнику «Великая реформа: русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем». Это юбилейное энциклопедическое издание, посвященное пятидесятилетию осуществления Крестьянской реформы в России. «Великая реформа» выпущена в Москве в 1910-1911 годах Исторической комиссией учебного отдела московского Общества распространения технических знаний (ОРТЗ) и товариществом И. Д. Сытина. В издании приняло участие более 60 профессоров, приват-доцентов, писателей и педагогов. Книги иллюстрированы портретами и картинами на отдельных вкладках по способу меццо-тинто и в красках.
|